Должен ли ваш автомобиль убить вас для того, чтобы спасти жизнь ребенку?

10-08-2014  Наука


Роботы уже заполнили весь мир. Так может не показаться из-за того, что это произошло немного по-другому, отлично от того, как это себе представлял Айзек Азимов в своей книге "Я, Робот". Городские улицы не заполнены гуманоидоподобными роботами, гуляющими тут и там, однако роботы могут выполнять повседневную работу за закрытыми дверями - ту, которой люди предпочитают избегать.


Их невидимость в скором времени изменится. Скоро должны появиться автомобили без водителей, которые сделают движение из одной точки города в другую менее громоздким и сложным. Даже хотя они и не будут управляться гуманоидами, программное обеспечение, которым они будут управляться, поднимает множество вопросов, связанных с этическими нормами.


Например, должна ли такая машина-робот убить вас и спасти жизнь другого человека в ситуации, когда катастрофу уже нельзя предотвратить?



Представьте себе такой эксперимент: вы путешествуете в такой автономной машине по горной дороге и быстро приближаетесь к узкому туннелю. Прямо перед въездом в туннель ребенок пытается перебежать дорогу прямо перед вашей машиной, однако замирает в центре дороги, блокируя въезд в туннель. У машины в данном случае есть два варианта: сбить ребенка и убить его или съехать в одну из сторон, сорвавшись в пропасть и убив таким образом вас.


Оба исхода неизбежно приведут к чьей-то гибели, и с точки зрения этической перспективы не существует "правильного" ответа на эту дилемму. Такая проблема служит хорошим экспериментом мысли именно потому, что дать корректный ответ на такой вопрос очень сложно.


Проблема также указывает и на изменения, на которые нужно обратить внимание и поднимает следующий вопрос: как нужно программировать автономные автомобили, как они должны реагировать в данных случаях? Однако, более интересным вопросом является следующий - кто должен решать, каким образом должна себя вести машина в таких ситуациях?


Второй вопрос позволяет нам перенести внимание на пользователей, разработчиков и тех, кто создает законы, касающиеся автономных машин и спрашивают, у кого есть моральное право принимать такие решения. Нам нужно подумать над этими вопросами всем вместе, если мы хотим принять какое-то правильное решение.


На первый взгляд вопрос "кто?" звучит странно. Действительно, ведь это программисты программируют автомобиль. Но так ли это? Имеются определенные сомнения.

   Просмотров: 2119