Зрительным пигментом “обнаружен” невидимый цвет

28-03-2014  Наука
Зрительным пигментом “обнаружен” невидимый цвет

Мичиганский государственный университет благодаря своим ученым смог создать используя ретиналь особый оптический пигмент, способный поглощать красный цвет, обладающий длиной волны на сотню нанометров большей, чем может видеть глаз человека. Авторами исследований изучались механизмы, которые лежат в основе различия в спектрах поглощений зрительного белкового пигмента, имеющего разную специфичность. В его составе за поглощение световых лучей отвечает исключительно одно соединение, которое носит название ретиналь (витамин группы А, присоединенный ковалентно к белку), однако в комплексе с различными белковыми соединениями ретиналь показывает различные максимальные величины поглощения. К примеру, синие, зеленые и красные пигменты поглощаются с максимумами в пределах 420, 540 и 570 нанометров.

Для того, чтобы понять, каким образом аминокислотная среда в окружении белка способна влиять на спектры поглощения ретиналя, ученым пришлось создавать целый набор из мутантных протеинов, в которых такое окружение подвергалось изменению. С целью облегчения работы авторами исследование велось не с самими опсинами, а с белками-транспортерами ретинол hCRBPII.

Как выяснилось, после замены на внутренней стороне ретинольного кармана белка только нескольких аминокислот, удалось в существенной мере сдвинуть спектры поглощений пигмента. Установлено, что различные пигменты, основой для которых служит ретиналь, присущи даже одноклеточным водорослям. Ученые смогли произвести сдвиг максимума поглощений пигмента красного цвета до 640 нанометра, что привело к поглощению части спектра света, не видимого до этого глазу человека. Если допустить подобные мутации в опсине, то человек, который будет обладать таким пигментом, сможет воспринимать гораздо больше различных оттенков красного цвета, чем это доступно любому обычному человеку.

На заметку: Подробное описание игры GTA San Andreas вы сможете найти на сайте www.gamemodding.net. Там же вы сможете узнать некоторые секреты прохождения этой игры.